Мариуполь известен с начала XVI века как казацкая крепость, но настоящим городом стал лишь после переселения в Приазовье крымских греков в 1778—1780 годах. С ликвидацией Запорожской Сечи и присоединением Приазовья к России земли Кальмиусской паланки вошли в состав Азовской губернии. В 1778 г. был заложен уездный город Павловск, которому в 1779 г. присвоено наименование Мариуполь. В 1780 г. в Мариуполе и в его окрестностях поселили выведенных в 1778 г. из Крымского ханства христиан-греков.

Хотя официальной датой основания города считается 1778 год, многие историки и краеведы считают эту дату неверной, утверждая, что заселение территорий нынешнего Мариуполя началось гораздо раньше. Здесь были найдены стоянка людей древнего каменного века (40-10 тыс. лет назад), могильник новокаменного века (6 тысяч лет назад), курганы племен эпохи меди-бронзы (5-4 тысячи лет назад), скифо-сарматских племен (2,5-2 тысячи лет назад) и кочевых племен (1 тысяча лет назад), поселение земледельцев (1 тысяча лет назад).Археологические материалы, обнаруженные при раскопках этих памятников, можно увидеть теперь в Мариупольском краеведческом музее. В XVI в. на северном берегу Азовского моря возникли зимовники запорожских казаков, которые занимались рыболовством и охотой. Для защиты промыслов, зимовников и дорог от нападения крымских татар в XVIII в. запорожские казаки поставили в устье Кальмиуса сторожевой (военный) пост, который стал центром Кальмиусской паланки Запорожья.

Жители города занимались выделкой кож, изготовлением свечей, вытапливанием сала, производством кирпича, черепицы, извести. В городе было несколько ветряных и две водяные мельницы. Получили развитие кузнечное и бондарное ремесла.Но главным занятием жителей города являлась торговля.

Значительный ущерб был нанесен Мариуполю во время Крымской войны 1853- 1856 гг. Морская торговля из-за военных действий была приостановлена. Весной 1855 г. англо-французская эскадра вошла в Азовское море. 24 мая под прикрытием корабельной артиллерии в Мариуполе был высажен вражеский десант, который уничтожил склады в порту, сжег несколько домов в городе. Важнейшее значение для города имело проведение в 1882 г. железной дороги, соединившей его с Донбассом и другими экономическими центрами страны. Донецкий уголь начал поступать в Мариупольский порт, находившийся в устье реки Кальмиус. Увеличение грузооборота вызвало строительство нового Мариупольского торгового порта, которое велось в 1886-1889 гг. Новый порт вызвал оживление торговли, приток населения в город. В городе открылись консульства и консульские агентства Греции, Италии, Австро-Венгрии, Турции, Бельгии, Германии, Великобритании.
http://serg-klymenko.narod.ru/Other_World/Photo/Ukraine.PivdenShid/IMG_3281.jpg
Памятник металлургу
Важным промышленным центром г.Мариуполь стал в конце XIX в., когда здесь были построены металлургические заводы Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества и общества "Русский Провиданс", которые выпускали стальной лист, нефтепроводные трубы, железнодорожные рельсы и другую продукцию. В конце XIX в. в Мариуполе кроме металлургических действовали заводы: сельскохозяйственного машиностроения, чугунолитейный, 6 кожевенных, 27 кирпично-черепичных, макаронная фабрика, две паровые мельницы.

В 1878 г. житель Мариуполя В.Л.Шаповалов создал в городе профессиональную театральную труппу, а в 1887 г. состоялось открытие здания городского театра, что сыграло важную роль в эстетическом воспитании населения. Позже создаются и другие учреждения культуры - типографии, городская общественная библиотека, кинотеатры, выходит первая городская газета.

30 декабря 1917 г. в Мариуполе в результате вооруженного восстания была установлена Советская власть. В начале апреля 1918г. красноармейский отряд под командованием В.А.Варганова выступил на фронт против немецко-австрийских оккупантов. Осенью 1918 г. на смену немецко-австрийским оккупантам пришли белогвардейцы, поддержанные французскими военными кораблями.29 марта 1919 г. Мариуполь был освобожден 3-й бригадой (комбриг Н.И.Махно) 1-й Заднепровской советской стрелковой дивизии (начдив П.Е.Дыбенко). Но в конце мая части, преданные Н.И.Махно, ушли с боевых позиций, оголив фронт. Белогвардейцы вновь захватили Приазовье и Мариуполь.

В марте 1920 г. в Мариуполе создается Красная Азовская военная флотилия, первым командиром которой был С.Е.Маркелов. Флотилия провела на Азовском море ряд успешных боевых операций против белогвардейского флота Врангеля. После гражданской войны Красная Азовская военная флотилия была перебазирована в Севастополь и на её основе началось возрождение Черноморского флота. Интервенты и белогвардейцы нанесли огромный ущерб промышленности и транспорту г. Мариуполя и только героические усилия трудящиеся города помогли его возрождению.

В 1920 г. были национализированы и объединены металлургические заводы Никополь-Мариупольский и "Русский Провиданс" в один завод, которому в 1924 г. присвоено наименование им.Ильича. В начале 30-х годов главной стройкой города стал металлургический завод "Азовсталь".

К концу 30-х годов г. Мариуполь значительно вырос и преобразился. Если в 1925 г. в нём проживало чуть более 50 тыс. чел., то к 1941 г. население увеличилось до 241,1 тыс. чел. Появились новые многоэтажные дома в заводских районах, широкое развитие получило индивидуальное строительство жилья. В 1925 г. первые автобусы начали курсировать между центром города и отдаленными районами - портом и заводом им.Ильича. В 1933 г. была пущена первая трамвайная линия, соединившая город с заводом им.Ильича, а позже - с портом. Освещались и озеленялись улицы. Новые парки появились в заводских поселках и в порту.

Когда началась Великая Отечественная война, мариупольцы вместе со всем народом встали на защиту Родины. Тысячи жителей города ушли на фронт. Предприятия перестроили производство для нужд фронта. Ильичевские металлурги выпускали броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков ИЛ-2. Понтонные мосты, бронеколпаки для пулеметных гнезд, бронеплощадки для дотов, противотанковые ежи изготавливали на заводе металлоконструкций. На заводе "Азовсталь" производили корпуса для авиабомб и стволы батальонных минометов. Когда линия фронта приблизилась к городу, была организована эвакуация промышленных предприятий и людей на Урал и в Сибирь.

В дни немецко-фашистской оккупации, которая продолжалась почти 2 года (с 8 октября 1941 г. по 10 сентября 1943 г.), гитлеровцы расстреляли в городе около 10 тыс. человек. Было угнано в Германию около 50 тыс. юношей и девушек. В концлагере от голода и болезней погибло около 36 тыс. советских военнопленных. Несмотря на массовые расстрелы, на жестокий оккупационный режим, в городе действовали подпольно-патриотические группы. 10 сентября 1943 года город был освобожден от немецко-фашистских оккупантов войсками 44-й армии Южного фронта и морским десантом Азовской военной флотилии.

После окончания войны в городе активно начались восстановительные работы, была восстановлена промышленность города, подняты из руин металлургические гиганты - заводы им. Ильича и "Азовсталь", морской порт и другие предприятия. К концу 1950 г. все 48 промышленных предприятий не только достигли довоенного уровня производства, но и превысили его на 30%. 22 октября 1948 г. Постановлением Совета Министров СССР городу было присвоено наименование Жданов.

В апреле 1958 г. трубопрокатный завод им. Куйбышева был объединен с заводом им. Ильича. Одновременно из машиностроительных и части металлургических цехов завода им. Ильича был создан завод тяжелого машиностроения, который через несколько лет стал одним из крупнейших предприятий в отрасли - производственным объединением "Ждановтяжмаш", позже - "Азовмаш".Продолжали развиваться предприятия легкой и пищевой промышленности. В порту сооружались новые причалы и целые районы.

В 1953 г. в г. Жданове было создано Азовское районное управление Черноморского пароходства, которое в 1967 г. преобразовано в Азовское морское пароходство. Его суда посещали около 400 портов более 70 стран мира. В связи с расширением промышленного и жилищного строительства в городе были созданы мощные строительные организации.

В эти годы выросли новые высотные микрорайоны, сооружены новые школы, детские комбинаты, лечебные учреждения, профилактории, магазины и предприятия общественного питания.

В городе работали два высших учебных заведения, 8 техникумов, 14 профессионально-технических училищ, 66 общеобразовательных школ, 5 школ рабочей молодежи и заочных, 8 детских музыкальных школ, 16 детских спортивных школ, детская художественная школа, станция юных техников, флотилия юных моряков, три районных дома пионеров и школьников, городской дом пионеров, вступивший в строй в 1987 г. Сеть дошкольных учреждений составила 167 детских садов, садов-яслей.

Продолжали развиваться учреждения культуры, физкультуры и спорта. В 1959 г. в городе была восстановлена деятельность русского драматического театра, а в 1960 г. прекрасное новое здание театра украсило центр города. Были открыты музыкальное училище и выставочный зал им. А.И.Куинджи, получила новое помещение городская библиотека им. В.Г.Короленко, сооружено несколько дворцов культуры и спорта, стадионов и плавательных бассейнов.

С развитием экономики города росло и количество его жителей: 1958 г. - 280,3 тыс. чел.; 1970 г. - 436 тыс. чел.; 1989 г. - 540,3 тыс. чел. Наш город вошёл в историю как город-труженик. Его предприятия давали стране стальной лист и трубы, железнодорожные рельсы и металлические конструкции, железнодорожные вагоны-цистерны и полувагоны, конвертеры, козловые и портальные краны, огнетушители, радиаторы для большегрузных автомобилей, стиральные машины, хрустальную посуду, швейные, чулочно-носочные и кондитерские изделия, рыболовецкие сети и рыбные консервы и много другой продукции. К концу 80-х годов в Мариуполе было 44 промышленных предприятия, 44 строительных и 10 транспортных организаций.

Во второй половине 80-х годов в стране началась перестройка, которая повлекла за собой экономические и политические перемены и в нашем городе. 13 января 1989 гг.Жданову по просьбе его жителей возвратили историческое название - Мариуполь.

Облик города

Сегодня Мариуполь — является центром металлургии и машиностроения Украины, важнейшим для экономики регионом, одним из основных доноров, источником валютных поступлений в бюджет страны (более 10% от общего уровня), крупнейшим морским торговым портом. Мариуполь входит в десятку крупнейших городов страны, делит девятое/десятое места (с городом Николаев) по численности населения в Украине. Вместе с тем остаётся его значение как курортного города. После провозглашения независимости Украины, значительно возросло влияние Мариуполя, как одного из спортивных центров страны. Мариуполь - центр греческой культуры в Украине.

Население

На 1 января 2009 года количество населения (с учетом поселков, входящих в состав городского совета) составляет 491 539 жителей, что составило 11,0% от численности населения области. За последний век количество населения выросло почти в 12 раз. В городе живут украинцы, русские, греки, белорусы, армяне, евреи и представители других национальностей. Язык общения, главным образом, русский.

Символика

Современный вариант герба использует композиционные принципы и цвета герба ещё образца 1811 года. Щит разделен горизонтально на две равные части. Сверху поле серебряного цвета, снизу — синее. Линия разделяющего поля волнистая. Синий цвет и волнистая линия символизируют море, так как Мариуполь портовый город. Серебряное поле символизирует производство стали. В центре герба изображенный якорь — символ портового города. Причем, сам якорь состоит из ковша (кольцо якоря), выливающего металл по контуру, и цифр 1778 — года основания города.

Архитектура
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Mariupol_2007_%2827%29.jpg
Драмтеатр

Старый Мариуполь (район, ограниченный с юга побережьем Азовского моря, с востока — рекой Кальмиус, с севера — бульваром Шевченко, с запада — проспектом Металлургов) застроен главным образом малоэтажными домами и сохранил свою дореволюционную архитектуру. Только улица Артема и проспект Ленина после Великой Отечественной войны застроены зданиями так называемой «сталинской» архитектуры: 2 дома со шпилем, здание Драмтеатра, ДОСААФа, Детского Мира (современное здание банка ПУМБ), универмаг «Украина» (бывший ЦУМ) и другие. Архитектурную ценность имеют также дома на площади Победы в Орджоникидзевском районе (так называемый 3-участок).

Центральный район Мариуполя (от проспекта Металлургов до проспекта Строителей) — это почти сплошная административная и коммерческая застройка в перемешку с жилым фондом: здание горсовета, почтамта, кинотеатр имени Лукова, Мариупольский гуманитарный университет, Приазовский государственный технический университет — ПГТУ, центральная городская библиотека имени Короленко, крупные магазины (стоматологическая поликлиника, «Тысяча мелочей» и т. д.) на звание "памятники архитиктуры" могут претендовать лишь некоторые одно-двухэтажные здания в старой части города(улицы Торговая, Итальянская, Греческая, Харлампиевская и др.) .

Архитектура остальных жилых районов («Западный», «Восточный», «Кировский», «Черемушки», 5-й, 17-й микрорайоны и других) не отличаются особой оригинальностью и представлены типовыми 5- , 9-, 12-, 14 - этажными домами.

Жилой фонд города — это 9,82 млн м² общей площади. Обеспеченность населения жильем — 19,3 м² в среднем на 1 жителя. Удельный вес приватизированного жилья (на 2003 год)- 76,3 %.

Экология

Мариуполь занимает одно из первых мест в Украине по объёмам выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. Крупнейшими загрязнителями окружающей среды в городе являются металлургические комбинаты «Азовсталь» и его коксохимическое производство и «ММК им. Ильича» особенно аглофабрика и доменный цех. Не последнюю роль играет неудачное расположение меткомбината «Азовсталь» (фактически в нескольких километрах от центра города). Комбинат был построен в 30-х годах прошлого века близ устья реки Кальмиус, фактически на побережье Азовского моря, без учета «розы ветров». Поскольку в данном регионе преобладают ветра восточного, юго-восточного направлений, значительная часть выбросов меткомбината приходится на самые густонаселённые районы города.Основная доля загрязнения водных ресурсов региона Мариуполя, конечно, принадлежит меткомбинатам. Не отстаёт и морской порт с постоянной перегрузкой сыпучих, не безвредных грузов, таких как сера, угольный пек, собственно уголь и многие другие виды не безобидных минералов. Суда, заходящие в акваторию порта, не всегда выполняют нормы экологических требований законодательства. Постоянное наступление строящихся причалов и складов морского порта приводит к постепенному исчезновению жемчужины города - пляжа посёлка "Песчаный",некогда очень популярного среди горожан и гостей города.

Памятники

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ee/Shevchenko_Mariupol.jpg
Памятник Тарасу Шевченко

В городе установлены памятники А.И. Куинджи, Т.Г. Шевченко, А.С. Пушкину, В.С. Высоцкому, В.И. Ленину, С.  Орджоникидзе, и другим выдающимся людям. Монументы в честь освобождения Донбасса, композиция «Металлург» и многие другие.

Городские праздники

Кроме общегосударственных праздников в Мариуполе отмечают:

    * День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков (10 сентября)
    * День города (следующее после дня освобождения Мариуполя воскресенье сентября)
    * День металлурга — профессиональный праздник для многих жителей города(третье воскресенье июля)
    * День машиностроителя
    * День моряка и другие профессиональные праздники.

http://www.promariupol.com/