Человек  -  существо общественное и в этом качестве он оказался, как полагают ученые последних двух столетий, прежде всего, благодаря труду. Именно труд как осознанная целенаправленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер его бытия.

Как участник производства прошел три стадии: единичного, частичного и совокупного работника.
В качестве единичного работника человек выступает, когда трудится в условиях домашнего хозяйства, когда сам единолично производит готовый продукт. Исторически это было характерно для натурального хозяйства, когда каждый производил продукт для собственного потребления или своей семьи. Так как прообраз натурального хозяйства (приусадебное хозяйство, садоводческие товарищества и т.д.) сохранился до сих пор, значит, существует и понятие единичного работника. Результаты и эффективность труда такого работника определяются его навыками, умением, квалификацией, прилежностью и т.д.
Частичный работник — это узкоспециализированный работник, который полностью сконцентрирован на выполнении какой-либо одной операции, обусловленной сложившимся разделением труда. Такой работник ни об одном готовом продукте не может сказать: "Это сделал я, и это — результат моего труда".
Применение частичного работника больше свойственно ремесленному производству, сегодняшнему же производству, основан¬ному на достижениях микромира, требуется работник, обладающий широкой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Растущее требование к качеству работника является главным исходным условием развития производства сегодня и в будущем.
В ходе исторического развития происходил процесс разделения труда и, для того чтобы произвести готовый продукт, требовалось объединение усилий многих работников разных профессий. В результате возникло такое понятие, как совокупный работник.
Совокупный работник - это комбинация работников, которые непосредственно или опосредованно участвуют в производстве благ и услуг, идущих на удовлетворение потребностей всех членов общества. В состав совокупного работника включаются рабочие и служащие, ИТР, работники науки и индустрии, информатики, сферы услуг и управления. Научно-технический прогресс изменил роль человека в производстве, в содержании его деятельности и коренным образом повлиял на структуру совокупного работника. Это проявляется в соотношении между затратами умственного и физического труда, в сокращении численности промышленных рабочих и увеличении занятых в сфере услуг, в росте лиц с высшим образованием и т.д.
Создание, совершенствование и тиражирование новых типов машин требует все больше теоретических знаний, которые усиливают непосредственное значение умственного труда, В результате, машинное производство готовит почву для устранения разрыва между умственным и физическим трудом. Окончательно эта почва подготавливается научно-технической и технологической революцией, автоматизацией производства, которые кардинально меняют положение человека в производстве. Человек все больше отстраняется от  прямого  участия  в  технологическом процессе и становится его регулировщиком, контролером, направителем. А это умственный труд, труд высокой интенсивности, т.к.  требует переработки огромного массива информации.
Революционный характер машинной индустрии породил действие общего  закона перемены труда. Согласно этому закону, коренные изменения  в  разделении труда, присущие переворотам в машинной технике и технологии, вызывают объективную необходимость систематического перемещения работников из одной отрасли и вида производства в другие, изменения трудовых функций. «Частичный» рабочий должен заменяться всесторонне развитым человеком, для которого различные общественные функции представляют собой сменяющие друг друга способы жизнедеятельности.
Центр тяжести в труде перемещается с физических затрат человека на умственные.  Интеллектуализация труда выражается в увеличении творческого потенциала работников, расширении практической отдачи от приобретенных научных знаний,  в умении обновлять сложные технологические процессы и добиваться высоких конечных результатов производства. Труд в обычном понимании превращается в творчество, а человек становится личностью, а не придатком к машине.
Таким образом, можно сказать, что будучи творением человека, новые средства труда, а также и предметы труда, в свою очередь, преобразуют труд, придавая ему соответствующие новому уровню профессионально-квалификационные, творческие качества. Создаются предпосылки самореализации человека как личности. Они проявляются, во-первых, в том, что высокий уровень развития производства и производительности труда снимают с человека проблему поиска материальных благ;  во-вторых, человек на базе научно-технического прогресса выводится из сферы собственно производства в творческий процесс;  в-третьих, увеличивается свободное время. Самореализация человека означает возвращение человеку возможности быть личностью.
Понятие  «человек»  обобщает всех нас, уравнивает в нашем биологическом, природном предназначении. Понятие  «личность»  дифференцирует нас в духовной, интеллектуальной уникальности каждого. Личность делает каждого человека незаменимым.
Возрастание роли человека усиливает тенденцию к  гуманизации производства. Она означает необходимость постоянно улучшать условия и безопасность труда, укреплять здоровье работников, создавать благоприятный социально-психологический климат в производственном коллективе, делать все, что возвышает человека и раскрывает его способности.

В Украине главными препятствиями на пути к вышеизложенному сегодня являются нехватка капитала, кризисное состояние экономики в целом. Практика развитых государств показала, что именно автоматизация производства с ее относительно низкими потребностями в труде и капитале на единицу продукции существенно меняет перспективы страны.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрист, 1997.